Поиск цели

Аватар пользователя prostof
prostof -

Итак, настоящее творческое самовоспитание возможно только при условии целенаправленной творческой деятельности.

Нужна своя творческая Цель, пусть тренировочная, "учебная", пусть даже мы не достигнем конкретных результатов. Главное, что реальная творческая работа поможет раскрыть могучие резервы самовоспитания, лучше понять себя и в будущем осмысленно выбрать свой путь. Разумеется, намного лучше каждому начать поиски своей Цели в соответствии с индивидуальными интересами.

Попробуйте начать поиск своей цели с задачи № 24

Исследователи высадились на неизвестной планете, сплошь усыпанной алмазами. Там были пустыни с алмазными барханами, обширные плато, усеянные крупными и мелкими кристаллами... Вездеход отправился обследовать окрестности лагеря, но не проехал нескольких километров, как колеса истерлись об алмазный песок. Работа экспедиции под угрозой срыва. Как защитить колеса от катастрофического износа?

Ночью пустыни и равнины многократно отражают звездное небо, сами светятся призрачным молочно-белым светом. Днем поверхность планеты переливается всеми цветами радуги. В полдень в раскаленном мареве пустыни то здесь, то там над барханами вспыхивают голубые бездымные факелы - это алмазы сгорают в лучах света, случайно сфокусированного ближайшими соседями, а вокруг распространяется углекислый газ. В безветрие такие места становятся настоящими долинами смерти. В ветреные дни над барханами звучит чистая, прозрачная мелодия, прерываемая сухим треском струящихся по поверхности электростатических разрядов...

Каким путем на этой планете могло бы пойти развитие науки и техники?

На алмазной планете, по-видимому, намного раньше произошло бы открытие электричества, раннее развитие получила бы химия углерода. Жители планеты, несомненно, раньше научились бы обрабатывать алмазы и другие сверхтвердые материалы.

Задача N25:

Алмаз - самое твердое вещество в мире. Единственный материал, пригодный для его обработки,.. - алмаз! Но обработка алмаза алмазом - крайне изнурительная работа. Лазеры и ультразвук ускорили обработку, но не решили проблему полностью: силой алмаз не возьмешь! Нужна какая-то хитрость, позволяющий легко получать из алмаза детали любой формы. Как быть?

Быстрее бы шло развитие оптики, причем алмазная оптическая техника благодаря уникальным свойствам этого кристалла была бы более совершенной, чем на Земле. Следовательно, значительно раньше началось бы развитие астрономии, физики, биологии... Алмазная техника была бы точной, износостойкой, способной работать в очень жестких

условиях. Электроника сразу бы начала развиваться на алмазной основе... И многое, многое другое.

Но ведь и у нас алмазы все больше применяются в технике, которую, судя по всему, также ждет блестящее алмазное будущее. В общем, проблема алмазов в технике заинтересовала всех ребят. Что ж, будем искать свою Цель в этом направлении!

Главный вектор творческого поиска и творческая цель

Известный психолог В.Франкл, проведя несколько лет в нацистских концлагерях и наблюдая за товарищами по заключению, сделал удивительное открытие: в тех страшных условиях наибольшие шансы выжить имели те, кто не потерял своего смысла жизни. Самые физически крепкие люди, потерявшие его, были обречены. Психолог пришел к выводу, что человек становится Человеком лишь благодаря наличию смысла существования. Это легло в основу его учения о смысле жизни. Потеря смысла жизни - одно из самых страшных психических заболеваний. Он выделил три группы ценностей, важных для смысла жизни. Одна из них - ценности творчества.

Если даже обычный человек без цели жизни - больной, то творческая личность немыслима без творческой Цели жизни. Ее выбору предшествует выбор своей области интереса и углубление в нее. Следующий шаг - стремление внести в нее нечто новое, то есть формируется главный вектор творческого поиска. И уж затем в направлении этого вектора происходит выбор конкретной Цели.

Так что же такое творческая Цель в науке и технике?

Главный вектор творческого поиска и творческая цель

Известный психолог В.Франкл, проведя несколько лет в нацистских концлагерях и наблюдая за товарищами по заключению, сделал удивительное открытие: в тех страшных условиях наибольшие шансы выжить имели те, кто не потерял своего смысла жизни. Самые физически крепкие люди, потерявшие его, были обречены. Психолог пришел к выводу, что человек становится Человеком лишь благодаря наличию смысла существования. Это легло в основу его учения о смысле жизни. Потеря смысла жизни - одно из самых страшных психических заболеваний. Он выделил три группы ценностей, важных для смысла жизни. Одна из них - ценности творчества.

Если даже обычный человек без цели жизни - больной, то творческая личность немыслима без творческой Цели жизни. Ее выбору предшествует выбор своей области интереса и углубление в нее. Следующий шаг - стремление внести в нее нечто новое, то есть формируется главный вектор творческого поиска. И уж затем в направлении этого вектора происходит выбор конкретной Цели.

Так что же такое творческая Цель в науке и технике?

Таблица 1. Некоторые примеры творческих Целей

Творческая личность

Главный вектор творческого поиска

Творческая Цель

1

2

3

А.Вегенер

Изучение геологической истории

Объяснение происхождения материков и океанов

Р.Вуд

Изучение физических явлений

Измерение распределения температур в электрических разрядах, происходящих в газах

Н.В.Гулиа

Решение проблемы накопления и хранения энергии

Создание высокоэффективного накопителя энергии на основе маховика

И.А.Ефремов

Изучение истории жизни Земли

Поиск и изучение ископаемых животных, реконструкция исчезнувшей жизни

Б.Рутан, Д.Рутан, Д.Йигер

Развитие авиации

Создание самолета, способного совершить кругосветный беспосадочный перелет без дозаправки

Дж.Хэнней

Изучение химических превращений веществ

Синтез искусственных алмазов

П.Н.Яблочков

Совершенствование источников электрического освещени

Создание надежного автоматического электродугового источника света

Творческая Цель в науке и технике - это стремление решить конкретную научную, техническую или научно-техническую проблему, которая была выявлена творческой личностью в направлении главного вектора творческого поиска (в области ее интересов), и решение которой может дать конкретный творческий результат (принципиально новый, следовательно, достигаемый через преодоление барьера НЕВОЗМОЖНОГО, и полезный).

Основное отличие творческой Цели от главного вектора творческого поиска состоит в том, что Цель всегда конкретна, а вектор характеризует лишь общее стремление к поиску нового в выбранной области (области интереса).

Из данной характеристики видно, что для достижения творческой Цели, то есть для решения конкретной проблемы, необходимо выявить и решить одну или целый комплекс творческих задач, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО содержатся в ней. Следовательно, вслед за постановкой творческой Цели должно быть действие, стремление достигнуть поставленную Цель, что невозможно без выявления творческих задач. В рассмотренных ранее примерах мы уже видели, какие увлекательнейшие задачи могут быть выявлены в процессе достижения поставленных творческих Целей.

В каких же случаях поставленная Цель не может считаться творческой?

1.Цель может не соответствовать понятию творческой по новизне.

Так, французский изобретатель Б.Мари получил патент Франции N 2 593 136 на простое подводное дыхательное устройство. Суть изобретения в том, что ныряльщик вдыхает воздух из резиновой камеры, притопленной с помощью груза. Запас воздуха позволяет сделать несколько вдохов и продлить пребывание под водой. Идея, несомненно, полезна. Только... известна уже несколько тысяч лет! На одном древне-ассирийском барельефе (1000 г. до н.э.) изображен ныряльщик, дышащий под водой из кожаного бурдюка. Каждое лето мальчишки "изобретают" это нехитрое устройство, используя вместо бурдюка автомобильную камеру.

2. Цель может не соответствовать понятию творческой и с точки зрения полезности ее результатов.

Зная критерии творческого результата, даже относительно бесполезную цель можно превратить в творческую Цель.

Нет более надежного путеводного маяка в жизни творческой личности, чем творческая Цель. Она наполняет жизнь высоким смыслом и ведет вперед сквозь все трудности и невзгоды. Чаще всего творческая Цель незаметна или не очевидна для окружающих, но без такого маяка-невидимки невозможно существование творческой личности.

"Дошел я до перекрестка и не знаю, куда мне идти. С полчаса я раздумывал, как мне быть, потом повернул налево. К вечеру я нагнал циркачей-ковбоев и с ними двинулся на Запад. Я часто думаю, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу.

- По-моему, было бы то же самое, - философски ответил Боб Тидбол. - Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу".

Эти строки из рассказа замечательного американского писателя О'Генри в полном мере можно отнести и к проблеме выбора творческой Цели. Для творческого самовоспитания на первых порах не столь важно, какую именно Цель выбрать. Важнее другое: как правильно подготовиться к такому выбору. Придет время, и именно такая подготовка сыграет решающую роль в выборе Цели жизни, а вовсе не случайный "поворот налево". Именно в этой подготовке и заключается становление творческой личности.

0 голосов
+
Голос за!
-
Голос против!
0 | 2666