Три общих принципа разрешения противоречий

Аватар пользователя prostof
prostof -

Разрешение противоречия - ключ к решению задачи. Но мало знать, что решение должно удовлетворять несовместимым, противоположным требованиям. Надо знать, как это можно делать.

В теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) известно свыше 50 приемов разрешения технических противоречий и 11 принципов разрешения физических противоречий. Большая часть из них применима лишь в технике. Мы же рассмотрим лишь три принципа, наиболее общие и универсальные.

1. "РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ"

Суть принципа: если имеются два несовместимых, противоположных требования к одному объекту, то противоречие между ними можно разрешить разделением их в пространстве; т.е. разделить объект на две части, каждая из которых удовлетворяет одному из двух требований, либо наделить этими требованиями различные объекты.

Задача :

Великий русский художник В.В.Верещагин стремился, чтобы зрители его картин чувствовали себя "участниками" изображаемых событий. Это предъявляло к картинам несовместимые требования. Изображаемые события должны изменяться, развиваться во времени, но картина это лишь застывшее мгновение. Как можно повысить степень реальности изображаемого?

В этой задаче содержится противоречие: сюжет картины должен меняться во времени, как того требует замысел, и сюжет не может меняться, так как мы имеем дело с картиной. Верещагин разделил эти противоположные требования в пространстве между несколькими картинами. История какого-либо события изображалась в виде последовательных эпизодов на нескольких картинах (серия картин). Такие "серии" повествовали как о небольших эпизодах, например, серия из трех картин "На Шипке все спокойно", рассказывающая о трагической судьбе часового, забытого на посту в зимнюю пургу, так и о таких эпохальных событиях, как Отечественная война 1812года. Таким образом, он на десятки лет предвосхитил основные принципы кинематографа. Художник придавал столь большое значение замыслу своих "серий", что запрещал раздельно выставлять или продавать входящие в них картины.

Ещё одна задача:

Один из древнейших портов цивилизации долины Инда - порт Лотхал (III тыс. лет до н.э.) - был расположен на северо-западном побережье Индии. В этом месте высота приливов достигает 9 метров! Во время отлива порт оказывался далеко на суше. За время прилива суда просто не могли успеть войти в порт, разгрузить товары, погрузить новые и снова выйти в море. Как же мог работать оживленный морской порт в подобных условиях? Древние строители нашли простое решение, а вы сможете?

Древние строители порта Лотхал столкнулись с другим противоречием: уровень моря должен быть постоянным, чтобы нормально работал порт, и уровень должен сильно изменяться, поскольку существуют приливы. Их решение соперничает с лучшими гидротехническими сооружениями современности. Порт был построен в виде гигантского каменного бассейна, в которые во время прилива через шлюз входили корабли. То есть древние инженеры разделили противоположные требования между двумя частями моря: одна часть оставалась в акватории порта, другая уходила с отливом

Однажды к Эдисону пришел очередной кандидат. Он мечтал изобрести универсальный растворитель. Эдисон внимательно выслушал его и улыбнулся: "Если ваша жидкость будет растворять абсолютно все, в чем же она будет храниться?!"

В задаче о хранении универсального растворителя содержится противоречие: растворитель должен растворять стенки посуды, так как он универсальный, и не должен растворять их, чтобы его можно было хранить. В соответствии с рассмотренным принципом, мы должны разнести агрессивную жидкость и стенки посуды в пространстве. От этого образа несложно перейти к конкретному решению. Можно, например, хранить растворитель в невесомости, либо придать ему свойства магнитной жидкости и подвесить в магнитной поле. Возможны и другие варианты.

А вот ещё задача уже из области кулинарии.

Приготовление настоящей каши - искусство, доступное, увы, не каждому. Налил в кастрюлю воды больше положенного, и, вместо рассыпчатой каши получится жидкая размазня. Недолил воды, и получается "сухая", недоваренная каша. Требуется усовершенствовать способ приготовления так, чтобы любой неопытный повар мог сварить отличную кашу. Как быть?

Противоречие задачи: воды в кастрюле должно быть много, чтобы каша гарантированно сварилась, и воды должно быть мало, чтобы каша не превратилась в размазню. Эти требования также можно разделить в пространстве, т.е. отделить в кастрюле воду от каши, и последнюю готовить на пару .

Решите самостоятельно задачи 18, 19, используя принцип разделения противоречивых требований в пространстве.

Задача N18:

Во время Великой Отечественной войны командир одного торпедного катера получил приказ высадить ночью разведчиков на берег, занятый противником. Следующей ночью надо было вернуться и забрать их.

Близко к берегу подходить нельзя - обнаружат! Надо спускать шлюпку далеко от берега, а затем забрать ее. Но как при возвращении в кромешной тьме найти далеко стоящий в море катер? На компас нельзя надеяться: в месте высадки проходит прибрежное течение, шлюпку может сильно снести в сторону.

Сколько не раздумывал командир, а выходило, что единственный способ не сорвать важную операцию - зажечь на борту яркий фонарь. Но тогда уж точно обнаружат! Как быть?

Задача N19:

Скорость яхты можно существенно увеличить, если намного увеличить площадь парусов. Но при этом уменьшится устойчивость - даже легкий бриз опрокинет яхту. Утяжелить киль? Потребуется увеличить водоизмещение яхты, а это дополнительное сопротивление. Превратить яхту в катамаран? Опять увеличение сопротивления движению.

Необходимо увеличить площадь парусов в 100 и более раз, сохранив при этом высокую устойчивость яхты. Как быть?

0 голосов
+
Голос за!
-
Голос против!
0 | 4068