Школа творчества. тридцать пятый приём ТРИЗ

Аватар пользователя prostof
prostof -

Принцип изменения физико-химических параметров объекта

а) изменить агрегатное состояние объекта; 
б) изменить концентрацию или консистенцию; 
в) изменить степень гибкости; 
г) изменить температуру.

Пример 1. Взят на сайте школа ТРИЗ

 Авт. свид. СССР № 265068. Способ проведения массообменных процессов в системе газ — вязкая жидкость, отличающийся тем, что с целью интенсификации процесса вязкую жидкость перед подачей в аппарат предварительно газируют.

Пример № 2 взят у Сергея Маркова

 

ИСТОЧНИК:

Лента новостей социальной сети «ВКонтакте»

 

СИТУАЦИЯ:

«Однажды у миллионера спросили: 

- В чем секрет Вашего успеха?

- В терпении, мой друг, - ответил тот.

- Но я могу назвать массу областей, где это не сработает, - возразил собеседник.

- Например? – поинтересовался миллионер.

- Ну, например, носить воду в решете…»

 

Так можно ли эффективно носить воду в решете, опираясь на терпение?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Сплошное дно у решета должно быть, чтобы носить в нем воду, и такого дна быть не должно, поскольку оно дырчатое.

 

РЕШЕНИЕ:

«- Вы не правы, - возразил миллионер. – Просто надо взять решето и дождаться зимы…»

КОММЕНТАРИЙ:

Можно поспорить с тем, что одного терпения достаточно, чтобы достичь финансовой свободы, но пример с обледеневшим дном решета очень поучителен в любой ситуации, когда требуется продемонстрировать преимущества изобретательского подхода к решению задач.

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в быту

пример № 3 

 

 

ИСТОЧНИК:

Кинокомедия "Старики-разбойники" (СССР, 1971 г.)

СИТУАЦИЯ:

Как обеспечить сохранность миниатюрных скульптур, выставляемых на всеобщее обозрение в музее? Герои старой советской комедии «Старики-разбойники» задались прямо противоположным вопросом: «Можно ли безнаказанно украсть скульптуры?» В разговоре со смотрительницей музея выяснилось, что ранее злоумышленникам повезло умыкнуть одну из скульптур, но сейчас с этим покончено навсегда. Каким образом удалось полностью исключить возможность хищения экспонатов?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Скульптура должна быть намертво соединена с массивным постаментом, чтобы злоумышленники ее не унесли, и не должна быть намертво соединена с постаментом, чтобы ее можно было переместить при необходимости.

 

РЕШЕНИЕ:

По словам сотрудницы музея, статуэтки приморожены к постаменту… сжатым воздухом.

КОММЕНТАРИЙ:

По всей видимости, сотрудница музея не вполне понимала, о чем говорила. Приморозить скульптуру к постаменту – это одно, а обеспечить ее соединение с постаментом при помощи сжатого воздуха (или вакуума?) – нечто совсем другое. Как бы то ни было, оба варианта довольно нестандартны и оригинальны. Вот только практическое использование этих методов представляется не слишком удобным в условиях музея.

 

К слову сказать, примораживание мелких деталей к рабочей поверхности стола для их точной обработки (например, шлифовки) широко применяется на практике. Есть также работоспособные идеи об извлечении с морских глубин затонувших предметов путем примораживания к ним троса сухим льдом или жидким азотом. Для подъема предметов с затонувших кораблей предлагалось использовать также принцип действия присоски. Правда, речь здесь идет не о сжатом воздухе, а, напротив, о создании вакуума.

 

А вот найти достоверные сведения об использовании «присосок» или примораживания скульптур в музеях автору блога пока не удалось.

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в музейном деле

пример № 4

 

ИСТОЧНИК:

Пантелеев А., «Две лягушки»

 

СИТУАЦИЯ:

Как-то забрались две лягушки в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

 

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

 

А вторая лягушка – была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны…

 

Как быть лягушке?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Дно должно быть расположено высоко, чтобы лягушка могла выбраться из горшка, и не должно  быть расположено высоко – по условию.

 

РЕШЕНИЕ:

«…И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе, лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть...»

 

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

 

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

 

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.

 

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

 

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.

 

А вторая лягушка осталась в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала…»

КОММЕНТАРИЙ:

«Даже если тебя съели, у тебя всегда есть два выхода» (с)

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ – детям

 

0 голосов
+
Голос за!
-
Голос против!
0 | 1246