Принцип изменения окраски:
а) изменить окраску объекта или внешней среды;
б) изменить степень прозрачности объекта или внешний среды.
ИСТОЧНИК по традиции взят у Скргея Маркова :
Х/ф «Тринадцатый этаж» (“The Thirteenth Floor”; Германия, США, 1999)
СИТУАЦИЯ:
Фильм «Тринадцатый этаж» вводит зрителя в вымышленный мир компьютерных имитаций реальности. В ходе головокружительных виртуальных приключений герои фильма поочередно погружаются в три, с позволения сказать, реальности. Две из них на поверку оказываются искусственными, вложенными одна в другую, а самый «верхний» мир выполняет функцию настоящей, базовой реальности. Как, используя средства, доступные восприятию зрителя, показать, что миры отличаются один от другого, оставаясь в то же время предельно реалистичными?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изображение миров должно быть одинаково реалистичным, чтобы создать у пользователя ощущение истинности происходящего, и оно должно быть разным, чтобы показать зрителю, в какой именно реальности происходят события.
РЕШЕНИЕ:
В «нижней» компьютерной имитации цвета слегка блеклые, лишенные яркости, с преобладанием коричневатых оттенков.Родная для героев реальность, которую они до поры ошибочно считают настоящей, имеет более яркие краски с голубовато-синеватым оттенком.В «высшей» реальности сразу бросаются в глаза предельно яркие, сочные и насыщенные тона с кремовым или, скорее, золотистым отливом.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип изменения окраски
КОММЕНТАРИЙ:
В основу фильма положен роман талантливого американского фантаста Дэниела Галуи «Симулакрон-3» (1968). Любителям интеллектуальной фантастики можно порекомендовать также такие произведения Галуи как «Слепой мир», «Пришельцы – среди нас», «Боги психонов».
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в кинематографии
Пример №2
ИСТОЧНИК:
Личная картотека Сергея Маркова
СИТУАЦИЯ:
Как наставлял меня в свое время суровый армейский старшина, вверенное солдату боевое оружие должно блестеть, как у кота… Одним словом, как у кота. Вот только при стрельбах в солнечную погоду начищенный до блеска и надежный автомат Калашникова может приносить определенные неудобства. Яркие лучи солнца создают отблеск на отполированной мушке, мешающий правильному прицеливанию. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мушка должна блестеть, поскольку таково свойство отполированного металла, и не должна блестеть, чтобы обеспечить эффективное прицеливание.
РЕШЕНИЕ:
Непосредственно перед стрельбой достаточно провести по мушке пламенем от спички. Мушка при этом слегка закоптится и станет матовой. Отблеск солнечных лучей больше не будет помехой при наведении оружия на цель. Остальные слагаемые успешной стрельбы - в ваших уверенных и мужественных руках.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени
Принцип изменения окраски
Принцип «обратить вред в пользу»
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле
Пример №3
ИСТОЧНИК:
Х/ф «Викинги» (США, 1958).
Х/ф «Тринадцатый воин» (США, 1999).
СИТУАЦИЯ:
В VIII-IX веках в Европе викинги поклонялись свирепому языческому богу Одину. В своих покрытых льдом северных землях они строили корабли и сеяли по окрестным странам террор, равного которому еще не было в истории. Каждый викинг мечтал умереть с мечом в руках и попасть в Валгаллу – небесный чертог для павших воинов, где их ждал бог Один.
Викинги не знали компаса, они ориентировались в морских походах по солнцу и звездам. Попав в туман, викинги оказывались беспомощными. Если отклониться от курса, считали они, то черный ветер отнесет их в Ядовитое море на западе, на край земли, в забвение.
И все же даже при маневрировании в плотном тумане викинги наловчились обнаруживать приближающийся берег и спокойно приставать к нему с минимальным риском сесть на мель или наткнуться на прибрежные скалы. Как же им это удавалось?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Берег должен быть виден, чтобы совершить безопасный маневр, и не должен быть виден, поскольку он скрыт за плотным туманом.
РЕШЕНИЕ:
Осторожно двигаясь в густом тумане, викинги посылали зажженные стрелы по ходу движения корабля. Восседающий на мачте викинг, выполнявший функцию «смотрящего», замечал, когда очередная пущенная стрела не затухала в водах, а втыкалась в берег, продолжая гореть. Это и было тем знаком, который свидетельствовал о приближении суши.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип изменения окраски:
в) для наблюдений за плохо видимыми объектами или процессами использовать красящие добавки
КОММЕНТАРИЙ:
Применявшийся викингами способ, конечно, не лишен недостатков, но они с лихвой возмещались удалью и бесстрашием северного народа. «Северный ветер сделал викингов», как гласит пословица.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле
Пример №4
ИСТОЧНИК:
*Передача "Викторианская ферма" (канал "History")
СИТУАЦИЯ:
Владельцу стада овец надо узнать, исполняет ли баран свои супружеские обязанности в отношении овец. Неотрывно следить за бараном и днем, и ночью невозможно. Как узнать, проявил ли баран внимание той или иной овце? Конечно, можно подождать, пока овца принесет потомство, но знать надо сразу, не дожидаясь. Не держать же, как говорят в народе, свечку... Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Следы от исполнения супружеских обязанностей должны быть хорошо заметны, чтобы определить, какая из овец принесет приплод, и не должны быть заметны, поскольку обнаружить их сложно.
РЕШЕНИЕ:
Живот барана мазали краской. Запачканная овца в стаде была хорошо заметна. В передаче как раз и показали, как мазали барана и объяснили - зачем.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип изменения окраски
Принцип «посредника»
Принцип предварительного действия
КОММЕНТАРИЙ:
Подобным образом действуют химические ловушки, применяемые в милицейской (теперь уже полицейской?) практике для обнаружения злоумышленников, покушавшихся на чужое имущество. При соприкосновении злодея с объектом посягательства срабатывает особый механизм, после чего руки, лицо или одежда воришки покрываются краской (например, родамином), устойчивой к смыванию. Так что приходится носить на себе следы преступления недели две-три…
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в животноводстве
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)
- Блог пользователя - prostof
- Войдите, чтобы ответить
- 2954 просмотра