Школа творчества. Девятнадцатый приём ТРИЗ

Аватар пользователя prostof
prostof -

Принцип использования механических колебаний

Существуют 5 видов данного принципа :

1). Привести объект в колебательное движение.

2).Если такое движение уже совершается ,то надо попробовать увеличить его частоту.

3). Использование резонансной частоты.

4). Применить вместо механических вибраторов ,пьезовибраторы.

5).Использоватьультрозвуковые колебания в сочетании с электромагнитными.

Примеры из каталога Сергея Маркова:

ИСТОЧНИК:

Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»

Курашов А. Маяк о спорте. — Радиостанция «Маяк», 01.02.1994.

 

СИТУАЦИЯ:

В январе 1994 года в Москве состоялись соревнования бегунов с полной потерей слуха и зрения. Для них беговая дорожка — темная и безмолвная. Поэтому каждого бегуна сопровождал спортсмен-профессионал — их связывала короткая, легкая ленточка, чтобы слепой бегун не сбился с дорожки... Но как донести до таких бегунов атмосферу соревнования, реакцию зрителей — их аплодисменты?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Спортсмены должны получить сигнал — почувствовать атмосферу соревнований, и не должны, так как они не слышат аплодисментов.

 

РЕШЕНИЕ:

Комментатор соревнования попросил зрителей аплодировать резко и в определенном ритме. От таких хлопков возникла волна воздуха и дошла до спортсменов-инвалидов, имеющих обостренное тактильное восприятие. 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип вынесения

Согласование ритмики элементов системы

Использование механических колебаний

 

КОММЕНТАРИЙ:

Если честно, то тему и название карточки мне навеяли наблюдения за выступлениями наших биатлонистов на Кубке мира в этом сезоне :) Шутка. Ребята и девчата, мы в вас все равно верим! Россия, вперед!

 

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте

 

Еще один пример:

ИСТОЧНИК:

Пантелеев А., «Две лягушки»

 

СИТУАЦИЯ:

Как-то забрались две лягушки в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

 

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

 

А вторая лягушка – была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны…

 

Как быть лягушке?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Дно должно быть расположено высоко, чтобы лягушка могла выбраться из горшка, и не должно  быть расположено высоко – по условию.

 

РЕШЕНИЕ:

«…И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе, лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть...»

 

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

 

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

 

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.

 

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

 

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес.

 

А вторая лягушка осталась в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала…»

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «использование механических колебаний»

Принцип «изменение физико-химических параметров объекта»

 

КОММЕНТАРИЙ:

«Даже если тебя съели, у тебя всегда есть два выхода» (с)

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ – детям

 

 

Третий пример по использованию резонансной частоты:

ИСТОЧНИК:

Шанс на приключение. – Петрозаводск: Карелия. -  1991.*

*Химия и жизнь. - 1982. - №8. - с.95

 

СИТУАЦИЯ:

Существует множество способов защиты денежных купюр от подделки: водяные знаки, защитная полоса, специальные красители… В основном эти способы ориентированы на зрительный анализатор. Можно ли предложить иные способы распознавания подлинности банкнот, в которых задействованы другие органы чувств?

 

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Защитные знаки на купюре должны быть, чтобы удостовериться в ее подлинности, и таких знаков быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

 

РЕШЕНИЕ:

По одному из изобретений подлинность денежных банкнот предложено определять по спектру шума, издаваемого специальной «денежной» бумагой. 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Закон согласования ритмики частей системы или согласованиярезонансной частоты

 

КОММЕНТАРИЙ:

Действительно, качество бумаги – один из тех параметров купюр, который злоумышленникам сложнее всего подделать. Впрочем, известен способ подделки долларовых банкнот, при котором на купюрах низкого достоинства - скажем, в 1 доллар - смывается изображение и наносятся реквизиты, допустим, стодолларовой купюры. С технической стороны ничего невозможного тут нет – долларовые бумажки разного достоинства одинаковы по размерам. И хрустеть та "зелень" будет как надо - заслушаешься…

 

КАТЕГОРИЯ:

Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)

 

 

0 голосов
+
Голос за!
-
Голос против!
0 | 3244